Какие этапы речевого развития у детей от рождения до 1 года, об этом расскажет учитель-дефектолог, учитель-логопед, Алла Чернова

Алла Андреевна Чернова— практикующий учитель — дефектолог, учитель-логопед, которая с удовольствием расскажет родителям о возможных проблемах с речью детей и подскажет что следует делать в таких ситуациях.Hw3n2Bs5vQ8

В настоящее время нормы развития речи у ребенка – понятие часто условное. При этом очень важно помнить, что становление речи тесно связано с формированием внимания, памяти, мышления и воображения.

Принято выделять 4 этапа в становлении речи детей: подготовительный (с момента рождения до 1 года), преддошкольный (от 2 лет до 3 лет), дошкольный (от 3 до 7 лет), школьный (от 7 до 17 лет).

Первый этап – подготовительный (с момента рождения до 1 года). В этот период происходит подготовка к овладению речи. У младенца появляются голосовые реакции в виде крика, плача, они способствуют развитию движений отделов речевого аппарата (дыхательного, голосового и артикуляционного).

Через 2 недели малыш начинает реагировать на голос, а к концу первого месяца жизни поворачивает головку в сторону говорящего, следит за ним глазками; реагирует на интонацию.

В 2 -3 месяца появляются звуки («э-э-э», «а-а-а», «о-о-о»), гуление, «воркование».

К 3-4 месяцам превращение отдельных звуков в целые перетекания одного звука в другой — «о-о-а-а-у-у».

В 4-5 месяцев ребенок слышит окружающие звуки, видит у окружающих его людей артикуляционные движения губ и пытается подражать. Взрослые наблюдают появление случайного лепета, ритмичного гуления, соединение гласных с некоторыми согласными звуками – «гу-гу-гу», «бу-бу-бу».

С 5-6 месяцев путём подражания произносит отдельные слоги, появляются попытки имитации слышимых звуков.

К 7-8 месяцам родители должны заметить у ребёнка частое повторение лепета, малыш начинает понимать смысл некоторых слов, появляются смысловые паузы (что-то пролепетал и замолк, ожидая ответа взрослого).

В 9-10 месяцев возможно (но необязательно) появление первых облегченных слов «ба-ба», «ма — ма», у малыша усложняется лепет. Он внимательно вслушивается в речь взрослых, у него происходит расширение пассивного словарного запаса, произносятся новые слоги – «ав», «на».

К 11-12 месяцам увеличивается количество облегченных слов, смысловое наполнение слов и слогов (одно слово или слог могут иметь несколько совершенно разных значений).

Малыш начинает понимать более 20 слов, произносит 5-10 облегченных слов, у него усовершенствуется подражание. Подражая взрослым, начинает использовать элементы звучащей речи в виде: фонемы, разнообразного тона, темпа, ритма, мелодики, интонации. Во втором полугодии жизни ребёнок воспринимает определённые звуко — сочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай и т.д.).

Становление периодов речи до 1 года жизни проходит по-разному, например, если малыш болел, страдает от постоянного дискомфорта в животе или, очень много спит, то рамки развития речи сдвигаются. Речевые нарушения чаще замечают у мальчиков, у которых и само появление речи наблюдается в несколько более поздние сроки. Это связано с тем, что у них позднее, чем у девочек, развивается левое полушарие головного мозга, «ответственное» за речевую функцию. Поэтому родители не всегда могут заметить те или иные проявления нормального речевого развития. А вот на втором году жизни речевые изменения становятся все более очевидными.

Фото: xn--80aaaqmqc6cf.xn--p1ai