Какие этапы речевого развития у детей преддошкольного и дошкольного возраста, об этом расскажет учитель-дефектолог, учитель-логопед, Алла Чернова

Алла Андреевна Чернова— практикующий учитель — дефектолог, учитель-логопед, которая с удовольствием расскажет родителям о возможных проблемах с речью детей и подскажет что следует делать в таких ситуациях.Hw3n2Bs5vQ8
В прошлый раз я начала рассказывать
об этапах речевого развития у детей. Подробно расписала первый период – развитие речи на первом году жизни.

Сегодня хочу остановиться на втором и третьем этапах.

Второй этап – преддошкольный (от 1года до 3 лет), происходит становление активной речи. Ребёнок внимательно смотрит на артикуляцию взрослого, слушает говорящего и пытается повторить услышанные им слова, самостоятельно проговаривает их в искажённом виде. Первые слова или звукосочетания могут означать и предмет, и просьбу, и чувства. Понять малыша можно только в ситуации. Такую речь называют ситуативная. Например, слово КАША обозначает — ВОТ КАША, ДАЙ КАШУ, ГОРЯЧАЯ КАША; БИ – ВОТ МАШИНА, ХОЧУ МАШИНУ, ЕДУ НА МАШИНЕ и т.д.

С 1,5 лет слово ребёнка приобретает обобщённый характер. В активном словаре идёт накопление всё новых и новых слов, количество которых к 1,6 месяцам составляет 10 – 15 слов. За период второго года жизни словарный запас активно расширяется – 300 слов. Малыш практически овладевает навыками употребления существительных единственного и множественного числа; употребляет глаголы во времени и лице.

К концу 3 года жизни у ребёнка формируется грамматический строй речи; появляются элементы согласования; словарный запас увеличивается до 1000 слов. Одни слова малышом употребляются активно, он знает их значение, предназначение, другие слова он может соотнести с предметом, но не употребляет это слово в речи и оно попадает у ребёнка в пассивный словарь. Задача родителей активизировать такие слова в речи детей.

Хочу обратить ваше внимание — к моменту зачисления ребенка в детский сад (чаще всего это происходит в возрасте 3 лет) его словарь составляет минимум 1000 слов.

Третий этап – дошкольный (от 3 до 7 лет). В этот период развивается навык слухового контроля за собственным произношением звуков, т.е. формируется фонематическое восприятие. Увеличивается словарный запас и к 4 – 6 годам он достигает 3000 – 4000. С 3 до 4 лет ребёнок начинает пользоваться простыми предложениями, после 4 лет появляются сложные предложения, а с 5 лет ребёнок свободно использует в своей речи сложносочиненные и сложноподчинённые предложения; высказывания напоминают короткий рассказ, появляется желание пересказать (рассказать) сказку, поделиться своими впечатлениями, т.е. формируется и совершенствуется связная устная речь. У ребёнка улучшается фонематическое восприятие: он различает гласные и согласные звуки; мягкие и твёрдые согласные, шипящие и свистящие; Р и Л. К 5 годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребёнок начинает говорить чисто.

Словарный запас ребенка перед поступлением в первый класс – 4000 слов и более. Речь «чистая». Правильно, грамотно согласовывает слова.

Ребенок пользуется сложными предложениями. Пересказывает и составляет рассказы. Знает и может рассказать несколько стихов наизусть.

Если на каком –либо этапе речевого развития ребенка вы заметили не соответствие – это повод обратиться за консультацией к специалистам.

Фото: nestlebaby.ru